Отнесение объектов контроля к категориям риска

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Риском причинения вреда (ущерба) является вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе критериев риска.

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997, критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям делятся на две группы:

 I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований:

№ 1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее — образовательная деятельность контролируемых лиц).

II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований:

№ 2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;

№ 3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.

При сопоставлении характеристик объектов контроля, в случае наличия только критерия № 1, объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования относят к категории низкого риска.

При сопоставлении характеристик объектов контроля, в случае наличия только критерия № 2 или только критерия 3, объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования относят к категории среднего риска.

При сопоставлении характеристик объектов контроля, в случае одновременного наличия критериев № 2 и № 3, объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования относят к категории высокого риска.

Периодичность контрольно-надзорных мероприятий в виде плановых проверок зависит от категории риска объекта контроля:

— для категории высокого риска — один раз в 3 года;

— для категории среднего риска — один раз в 4 года;

— в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

На 2022 год объекты государственного контроля (надзора) отнесены к категориям риска на основании приказа Министерства образования и науки Республики Ингушетия от 22.09.2021 № 902-п «Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия используются индикаторы риска нарушения обязательных требований.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования от 04.10.2021 № 1336 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования».

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:

1. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам основного общего образования не менее шести лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее — ФИС ФРДО) сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 8251 (далее — Правила).

2. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего общего образования не менее трех лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами.

3. Непредставление в течение семи месяцев организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и (или) основным программам профессионального обучения не менее шести месяцев на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах о квалификации в порядке, установленном Правилами.

4. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования не менее пяти лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и о квалификации в порядке, установленном Правилами.

5. Отсутствие доступа к открытым и общедоступным информационным ресурсам, содержащим информацию о деятельности образовательной организации, подлежащую размещению в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», зафиксированное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не менее трех раз с периодичностью не чаще одного раза в неделю в период осуществления в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» мониторинга системы образования.