Горячая линия по вопросам оплаты труда

Телефоны горячей линии по вопросам оплаты труда педагогических работников:

Данный раздел направлен на повышение качества работы с обращениями граждан по вопросам повышения оплаты труда педагогических работников.

Вы можете направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке.

Также Вы можете направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения через сайт Федеральной службы по труду и занятости в целях защиты прав и интересов работников и работодателей через Систему электронных сервисов ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ.

Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников:

Вопросы и ответы (FAQ):

Положены ли выплаты за классное руководство учителям среднего профессионального образования?

Ответ:

Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2020 г. (далее – поручение) начиная с 1 сентября 2020 г. осуществляется выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 тысяч рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство.

Указанная доплата педагогическим работникам организаций среднего профессионального образования на федеральном уровне не предусмотрена.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вправе устанавливать на своей территории дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Планируется ли повышение ставки учителя до средней зарплаты по региону?

Ответ:

Действующим законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования (включая оплату труда) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Минпросвещения России и другие федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по регулированию и контролю за формированием систем оплаты труда в установленной сфере ведения.

О проработке механизмов оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию мероприятий по доведению средней заработной платы педагогических работников до уровня не менее 70 % от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, об оценке дополнительных расходов федерального и региональных бюджетов, гарантирующих обеспечение поэтапного совершенствования заработной платы педагогических работников

Ответ:

Для обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации Минфин России предоставляет дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом на федеральном уровне в рамках межбюджетных трансфертов не предусмотрено разделение дотаций на оплату труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Распределение федеральных ассигнований в рамках межбюджетных трансфертов общего характера осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Данная норма коррелирует с установленной пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» автономией образовательной организации в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

О полномочиях органов исполнительной власти разных уровней в сфере образования

Ответ:

Действующим законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования (включая оплату труда) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) соответственно государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

С учетом установленного разграничения полномочий системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются:

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

О методике расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации, о пересмотре действующей методики Росстата по определению размера среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы без учета объемов дополнительной работы, выходящей за пределы трудовой функции работников по занимаемой должности, а также без включения в среднюю зарплату выплат социального характера

Ответ:

В 2019 году ежеквартальный мониторинг сохранения достигнутого соотношения заработной платы обеспечивается в рамках федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (пункты 1.30.23, 1.30.25, 2.6.9–2.6.18 (2)).

Фактически сложившийся уровень средней заработной платы по отдельным категориям работников за год сопоставляется с фактически сложившейся ЗНР в субъекте Российской Федерации за тот же год на основе статистических данных, полученных в ходе статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата от 27 декабря 2018 г. № 781.

В Российской Федерации с 1990-х годов применяется международная методология ведения статистического учета заработной платы.

Действующая методология расчета показателя «среднемесячная заработная плата» основана на соблюдении международных рекомендаций статистического учета и принципов, заложенных в конвенциях и резолюциях Международной организации труда, и опубликована в Методологических положениях по статистике (выпуск четвертый, 2003 год). Она едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране, что позволяет обеспечить сопоставимость данных как по субъектам Российской Федерации, так и в других разрезах (по видам экономической деятельности, формам собственности и др.).

Сравнение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой по регионам должно исходить из сопоставимости данных показателей. В связи с чем заработная плата по категориям рассчитывается аналогично заработной плате по региону, исходя из среднесписочной численности, а не на ставку. Тем самым обеспечивается корректное сопоставление средней заработной платы отдельных категорий работников и ЗНР.

О порядке индексации заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях

Ответ:

В соответствии со статьей 134 ТК РФ повышение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Исходя из системного толкования статей 134 и 144 ТК РФ, решение о проведении индексации заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений и порядке ее проведения относится к компетенции соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Учитывая, что большая часть работников бюджетной сферы заняты на региональном и муниципальном уровнях, в рамках оказания дополнительной финансовой помощи Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в объеме по 100,0 млрд. рублей ежегодно в 2019, 2020 и 2021 годах.

В рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018– 2020 годы предусмотрены консультации по ряду вопросов, касающихся оплаты труда, в том числе о совершенствовании систем оплаты труда, об установлении базовых окладов по ПКГ, о совершенствовании МРОТ и др.

Об определении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в части невключения в состав МРОТ компенсационных, стимулирующих и социальных выплат

Ответ:

В соответствии с частью третьей статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.

Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» введен постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100%> фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11280 рублей (100%> фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года).

Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется сверх МРОТ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П).

С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационных группам работников с учетом их дифференциации в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ

Ответ:

В соответствии со статьей 129 ТК РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы (далее – базовый оклад) работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу (далее – ПКГ), без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со статьей 144 ТК РФ Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать базовые оклады по ПКГ.

Установление базовых окладов по ПКГ предполагает во всех субъектах Российской Федерации одинаковый уровень базовых окладов и применение ПКГ.

Учитывая разграничение полномочий между уровнями органов власти, применение ПКГ при оплате труда работников носит рекомендательной характер.

О повышении заработной платы педагогических работников до уровня не менее 150 % к средней заработной плате в соответствующем регионе, о мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов повышения заработной платы, предусмотренного указами Президента Российской Федерации 2012 года

Ответ:

Исходя из положений статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая вопросы повышения оплаты труда, установления надбавок, а также их размеров) соответственно государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688 (далее – указы Президента Российской Федерации) предусмотрено доведение соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений до 100 % и 200 % к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности, далее – ЗНР) в соответствующих субъектах Российской Федерации на 2018 год, по педагогам дошкольного и дополнительного образования – к средней заработной плате в сфере общего образования и учителей в регионе соответственно.

Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по субъекту Российской Федерации. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории, в зависимости от вида и типа организации.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. указано на необходимость сохранения достигнутого соотношения оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры, других бюджетных сфер со средней зарплатой в регионе.

Поручениями Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № Пр-294 (подпункт «ж» пункта 6) и Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2019 г. № ТГ-П12-718 руководителям федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицам (руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) поручено обеспечить в 2019 году и последующие периоды неснижение установленных указами Президента Российской Федерации показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, обеспечить контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе.

Почему средняя заработная плата в регионах различна?

Ответ:

Формирование средней заработной платы в каждом регионе зависит от ряда факторов, в том числе от временного периода, на который дается информация (год, полугодие, квартал), от уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, соотношения уровней доходов и расходов консолидированного бюджета внутри субъекта Российской Федерации, особых геоэкономических условий в отдельных регионах.