Анализ эффективности реализуемых Министерством образования и науки Республики Ингушетия профилактических мероприятий

Профилактика терроризма и экстремизма среди учащихся и студентов является одним из важных направлений борьбы с террористическими  и экстремистскими проявлениями в обществе.

Основными причинами и условиями, способствующими распространению идеологии терроризма и экстремизма среди учащихся, являются их психологическая незрелость, зависимость от чужого мнения, максимализм в оценках и суждениях и низкая правовая грамотность, которая не позволяет им оценить меру своей ответственности за совершаемые действия и за их последствия.

В целях предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма среди учащихся в общеобразовательных организациях республики в соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма и экстремизма в Российской Федерации на 2019–2023 годы системно проводятся мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма.

В 2021 году Министерством образования и науки  Республики Ингушетия проведены около 427 культурно-просветительских и воспитательных мероприятий в общеобразовательных организациях и образовательных организациях среднего профессионального образования с охватом более 62 000 чел., направленных на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В первом полугодии 2022 года проведены более 200 культурно-просветительских и воспитательных мероприятий, с охватом более 22 210 чел.

В 2021-2022 учебном году в образовательных организациях ежемесячно проводились индивидуальные профилактические беседы с детьми из неблагополучных семей, с обучающимися, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД по Республике Ингушетия, и с учащимися, склонными к агрессии и насильственным методам решения проблем.

В 2021 году курсы повышения квалификации прошли 3 сотрудников Минобрнауки,  задействованных на постоянной основе в мероприятиях по профилактике терроризма, в 2022 году — 2 сотрудника.

В 2021 — 2022 гг. прошли курсы по повышению квалификации по  теме: «Профилактика экстремизма и терроризма в молодёжной среде» в объеме 36 часов 359 слушателей из числа заместителей директоров по воспитательной части, психологов и социальных работников.

Министерством образования во взаимодействии с АТК в РИ разработано учебно-методическое пособие для специалистов образовательных организаций ответственных за работу по профилактике терроризма и экстремизма.

Специалистами института повышения квалификации разработан комплект методических рекомендаций: «Методические рекомендации по профилактике терроризма и Скулшутинга в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Ингушетия», «Проблемы противодействия идеологии религиозного экстремизма в молодежной среде».

За период 2021-2022 гг. с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также попавшими под ее влияние,  проведено 148 общих профилактических мероприятий, в т. ч. индивидуальных, с привлечением представителей духовенства, учителей  курса «История религий», сотрудников МВД, ЦПЭ и ПДН.

Все учащиеся «группы риска» вовлечены в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Также в целях профилактики  вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность ежегодно проводятся спортивные мероприятия.

Показателем результативности данной работы является отсутствие проявлений экстремистского характера среди учащихся за отчетный период.

Также об эффективности проводимых мероприятий говорит отсутствие правонарушений, совершаемых учащимися общеобразовательных организаций во внеурочное время и уменьшение количества конфликтных ситуаций в образовательных организациях.

Несмотря на положительные успехи работы, тем не менее, на 2022-2023 учебный год необходимо:

1. Уделить особое внимание ранней диагностике детей девиантного поведения, склонных к правонарушениям.

2. Вовлекать 100% учащихся общеобразовательных организаций в спортивные кружки и секции;

3. Активизировать работу с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи.